Выберите Ваш регион:
Всем работодателям известно, что одним из обязательных требований является необходимость создать систему управления охраной труда (СУОТ), обеспечить ее функционирование.
На основе типового положения, учитывая специфику деятельности, разрабатываются локальные правовые акты относительно политики в области охраны труда конкретно данной организации.
С периодичностью, установленной в зависимости от степени риска производственной деятельности, соблюдение нормативных, правовых, законодательных актов, касающихся сферы трудовых отношений, контролируется со стороны государства территориальной инспекцией труда.
Мы расскажем о сравнительно недавно изданном Приказе Роструда № 77 от 21.03.2019, где были утверждены Методические рекомендации, которыми должны руководствоваться трудовые инспекторы, проводя расследование несчастных случаев, связанных с производством или внеплановые проверки по этому поводу.
Акцент делается на том, что инспектор должен проверить СУОТ, то есть насколько работодатель уделяет внимание вопросам охраны труда и обеспечивает его безопасность проведения работ.
Поскольку документ не относится к категории секретных и находится в открытом доступе, разберемся, как правильно разработать положение СУОТ, чтобы не было проблем с надзорными органами.
Документ имеет несколько разделов и для наглядности приведена блок-схема, где четко видно, что должно быть учтено при разработке Положений о СУОТ.
Помимо общих положений, где даны ссылки на правовые, законодательные акты, на основании которых проводятся надзорные мероприятия, в порядке инструкций поэтапных действий даны:
В п. 7 методики мероприятий контроля инспекторам рекомендовано обратить внимание на комплексное взаимодействие элементов, являющихся составляющими СУОТ, что хорошо видно на блок-схеме.
Как правило, внеплановый контроль, связанный с несчастным случаем проходит с выездом уполномоченного инспектора к месту деятельности предприятия, организации.
Проверяющий вправе затребовать все документы, касающиеся организации управления охраной труда.
Кроме Положения о СУОТ, разработанного с учетом специфики деятельности организации (предприятия), согласованного с органом профсоюза (если таковой функционирует), утвержденного приказом руководителя, это могут быть локальные правовые акты внутреннего пользования, касающиеся охраны труда и безопасного ведения работ:
Для контроля реализации на практике мер по обеспечению безопасного труда, инспектор может провести проверку непосредственно рабочих мест, оценив соответствие установленным нормам, как на законодательном уровне, так и предусмотренным СУОТ данного предприятия, например:
Если в ходе внепланового контроля инспектор выявит нарушения, он это фиксирует в акте проверки, один из экземпляров которого под роспись отдает руководителю или его уполномоченному представителю.
В предписании о принятии мер по устранению нарушений в установленные сроки рекомендовано указывать не только основное несоответствие требуемым нормам, но и сопутствующие нарушения со ссылкой на законодательные и правовые акты, в том числе касающиеся СУОТ.
Роструд еще раз напоминает инспекторам о полномочиях применения мер наказания виновных должностных лиц (одновременно штраф могут взыскать и с предприятия, выступающего юридическим лицом) за нарушение требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Поэтому отсутствие нормативно-правовых документов, утвержденных в рамках СУОТ, как и невыполнение требований, приведет к административным мерам наказания.