Выберите Ваш регион:
В задачу специалиста по охране труда входит обязательный инструктаж сотрудников. Основной его целью является не только донесение информации до работника. Важно, чтобы специалист запомнил главные правила охраны труда на рабочем месте. Используя практические приемы, приведенные в статье, можно сделать его максимально эффективным.
Специалист по охране труда после приема на должность нового сотрудника обязан провести инструктаж. В ходе него работник оценивает, как построена система по данному направлению в организации.
Основной задачей специалиста по охране труда является эффективное донесение до человека основ безопасной работы. Если инструктаж будет проведен неубедительно, то у нового сотрудника сложится неоднозначное впечатление об учреждении. Также он не сможет усвоить материал, который ему пытались донести в ходе лекции.
Особенностью инструктажа является то, что проводится он для разной категории сотрудников (по полу, возрасту, уровню должности). Первая задача специалиста – в ограниченную по времени лекции необходимо вместить самую важную информацию. А вторая – подать материал максимально эффективно.
Каждая организация самостоятельно разрабатывает систему и стиль проведения лекции. Но если использовать некоторые приемы в ходе нее, большее количество сотрудников смогут усвоить полученный материал.
Информация воспринимается человеком лучше, если он будет знаком с последовательностью ее донесения. Поэтому важно в начале лекции определить, в какой последовательности она будет проходить. Специалисту необходимо:
На любом обучении сотрудники, особенно новые, чувствуют себя напряженно и скованно. Чтобы разрядить обстановку, следует начать со знакомства. В ходе короткого разговора с использованием простых вопросов «Как настроение?», «Откуда приехали?», можно наладить контакт. А также удастся проверить, насколько сотрудник грамотен.
Это правило подходит не для всех организаций. Если требуется строгая дисциплина, стоит установить данное правило проведения лекции в самом начале.
При проведении инструктажа важно задавать вопросы сотруднику. Это позволит поддержать внимание слушающего, понять, усваивает ли он информацию.
В ходе выступления одной из важных составляющих является налаживание контакта глазами. Нужно не просто считывать информацию с листа, но и периодически переводить взгляд на слушающего. Это позволит удостовериться, что он вникает в информацию, а также поможет расположить к себе.
В школьном обучении отношения складываются однозначно. В классе есть учитель, который передает знания. Дети являются зависимым от него.
При проведении инструктажа должна быть выбрана иная модель установления отношений. В процессе участвуют взрослые люди, которые должны стать партнером специалиста по охране труда.
Чтобы человек участвовал в процессе, можно предложить ему делиться своим опытом. Партнерство – один из основных принципов при обучении взрослых людей.
Помимо лекции необходимо дать человеку возможность самостоятельно осваивать материал. Например, можно предложить оценить риски в процессе конкретно его рабочей деятельности.
Данный прием повышает эффективность обучения по двум причинам.
Несмотря на то, что инструктаж по охране труда является серьезной темой, игровые методики могут повысить его эффективность. Поэтому их стали использовать еще с 30-х годов прошлого века.
Добавить методики можно, предварительно оценив их адекватность и уместность. Они должны соответствовать изучаемой тематике. Например, можно показать сотруднику фотографии рабочих мест и предложить выбрать те, на которых имеются нарушения.
Важно, чтобы в организации был кабинет по охране труда, где будут проводиться инструктажи. Он может быть оснащен специализированными плакатами, проектором. Для удобства сотрудников необходимо поставить вешалку для одежды, подготовить канцелярские принадлежности. При наличии отдельного места человеку легче будет сосредоточиться на материале.
Человек воспринимает информацию через зрение, слух и осязание. Чтобы улучшить процесс вникания и запоминания, стоит воздействовать на каждый из них. Если человек лучше реагирует на визуальную подачу, то лекция без наглядных материалов станет для него бесполезной.
Для комбинирования каналов можно использовать следующий вариант.
Эмоциональная составляющая – важный прием в лекции для улучшения запоминания. Можно добавить в рассказ истории из личного опыта, связанные с темой. Даже если они будут отрицательными, они отлично помогут запомнить правила, которые нельзя нарушать.
Инструктаж по охране труда должен проводиться не для галочки. Чем более тщательно подходить к подготовке лекции, тем эффективнее будет результат.